Раблезианство, трикстерство, философия поэтов и сумасшедших, черный юмор, романтика, мудрая усмешка и грустный цинизм - как оказалось, прекрасное сочетание.
Ремарка часто ругают за депрессивность. Ну, в общем-то да, всё заканчивается невесело - но не сразу. На самом деле Ремарк, как и все великие писатели, "хочет сказать" только одно: это жизнь. Это и больно, и прекрасно, и это всё, что у нас есть.
Сюжет главного героя идет своим чередом, но пестрит многочисленными ответвлениями и размышлениями. Всё же главное в романе - это ворох прелюбопытнейших рассказов о времени гиперинфляции 1923 года в послевоенной Германии, взорвавшей к чертям ценность денег, этой опоры жизни обычного человека. Паноптикум нравов, взглядов на жизнь, чудес изворотливости и оригинальнейших персонажей. Очень интересно читать, еще интереснее размышлять. Через всё это - история недолгой любви поэта и сумасшедшей, длившаяся до тех пор, пока девушка не излечилась, получив возможность вести нормальную жизнь, но потеряв всякий смысл в этой жизни. Вернее, потеряв возможность задавать вопрос, в чем этот смысл - ведь его задают только сумасшедшие - и поэты.
Ремарк - мастер слововерчения, красивых фраз и точных формулировок. Его проза вкуснее многих стихов. Зачастую его герои говорят совсем не так, как обычные люди, они едва ли не захлебываются своими монологами, но то, что они говорят - настолько прекрасно, что неправдоподобие становится совершенно неважным. Диалоги - наоборот, лаконичны и остроумны. Цитаты вообще можно выписывать с каждой страницы, поэтому я даже не буду этого делать.
В общем, вывод у меня всего один - мне стоит читать Ремарка еще %-) Возможно, не только мне)