читать дальшеОх уж эти сказочки, ох уж эти сказочники... Джон Конноли - прекрасный и удивительный автор. Но все таки не сказочник. Между писателем и сказочником есть тонкая грань, и она как минимум в том, что если Алисе приснилась Страна Чудес - то это все конечно же отговорки и мы понимаем, как все было на самом деле. Но если у юного Дэвида поехала крыша и он очутился в странной сказочной стране - то тут все неоднозначно. Автор слишком умный. Автор знает слова "подсознание" и "архетип". Автор немножечко издевается, он явный и талантливый мифоложец, его истории чрезвычайно увлекательны, но это не совсем сказки. Хотя не то, чтобы это было плохо, если подумать. С этой книжкой вообще все неоднозначно. Она мне и нравится безмерно, и в то же время что-то с ней не так. Не настолько, чтобы испортить впечатление, но достаточно, чтобы попытаться сформулировать и то, что насторожило, и то, что понравилось.
Первое. Книга чрезвычайно правдоподобна и кинематографична. Не в том, что её можно хорошо экранизировать(хотя и это тоже, я уже начала ждать возможную экранизацию), а в том, что все происходящее ясно видишь. Редко когда для меня книги настолько ярко встают перед глазами. Она живая. Тот факт, что реальность сказочной страны под вопросом, хоть и обидный в чем-то, зато никак не отражается на том, что она вполне реальна для Дэвида и для читателя. Двойственность даже идет на пользу тексту. Хотя тот факт, что я все никак не могу решить, "а чем же все кончилось-то?" меня чуточку раздражает. Сначала тем, что я думала, что все заканчивается, как в Нарнии(а "Последняя битва" всегда меня раздражала), но потом, вчитавшись в последнее предложение, я задумалась и решила, что как бы там ни было, а концовка очень подходящая для этой книги, даже если я поняла её не вполне правильно...
Второе. Конноли обладает здоровой человеческой жестокостью. Хотя мир, созданный им, существует по закону "жили долго и счастливо" здесь значит - съели быстро", в нем есть что-то успокаивающее даже, честное. Дэвид, встречаясь с этим миром - милосерден, но не глуп. Он способен на убийство, если оно необходимо, и ему противно убийство без необходимости. А сказочный мир и должен быть жестоким, без этого он становится блёклым и не может насытить жажды порядка и справедливости. Но в волшебном мире жестокость играет по правилам и именно это делает её частью игры, а не бойни. Но просачиваясь в реальную жизнь, она становится невыносимой, хотя и буднично правдоподобной. И весь сочный готичный сказочный мрачняк с подробностями - ничто по сравнению с абсолютно привычными бедами человеческой жизни, про которые даже рассказано вскользь. Жизнь у него была, мол, неплохая, но было в ней добра и зла поровну, поэтому все, кого он любил - умерли раньше времени, ничего, бывает. Не-вы-но-си-мо. Хотя и правильно в чем-то...
Третье. У автора пунктик насчет сексуальных извращений. В смысле, он их осуждает, но слишком часто. Вроде и незаметно, то там, то там вылезет краешком, но как-то не нравится мне это. Мешается.
Четвертое и главное. Не смотря ни на что - офигительные персонажи, истории этих персонажей и яркие подробности этих историй. Даже не знаю, что еще сказать. Поэтому, побухтев о мелочах - в восхищении замолкаю о главном, сформулировать которое пока не берусь. Как-нибудь соберусь с мыслями и напишу по эту странную книжку еще. А пока - так.